Управление образования
АМО «Окинский район»

Республики Бурятия

Противодействие коррупции

Приказ № 200

      от 24 ноября 2016  г.

      «О внесении дополнений в ООП ОО»

            § 1

В целях исполнения государственной антикоррупционной политики, распоряжения Правительства РФ от 14.05.2014 г. № 816 –р «Об утверждении программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг.»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.                    

Директорам средних общеобразовательных школ, начальных школ дополнить в пояснительных записках в ОП НОО следующие задачи: «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся; духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести».

2. Директорам средних общеобразовательных школ дополнить в пояснительной записке в ОП СОО следующие задачи: «формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы учащихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации; овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; формирование основ правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав».

3. В содержание предметов ОП СОО добавить пояснения антикоррупционных элементов в программе: 3.1. «История России»:   

 

Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

Древнерусское государство

Причины появления коррупции в России.

Коррупционная составляющая феодальной раздробленности Древнерусского государства

способность объяснить истоки возникновения конфликта интересов в российском государственном аппарате;

осознание негативного влияния приоритета родственных связей в процессе реализации обязанностей должностных лиц и органов публичного управления.

Складывание

предпосылок

образования

Российского

государства

Влияние татаро-монгольского ига на усиление коррупционных связей.

Экономическое превосходство как средство обеспечивающее централизацию российского государства.

уяснение предпосылок появления взятки как негативного социального явления;

осознание негативного влияния сращивания государственных и частных интересов.

Завершение образования Российского государства

Брачные связи как коррупционное средство.

- формирование представления об эволюции конфликта интересов в российской истории.

Историческое развитие

Превышение должностных полномочий.

- способность определить значение использования должностного положения в

Российской империи в XVI-XVШ вв.

Авторитаризм.

Формирование государственного механизма противодействия коррупции.

Создание государственных органов по борьбе с коррупцией. Государственные перевороты как средство достижения коррупционных целей. Значение фаворитизма в формировании коррупционного поведения.

личных целях;

понимание причин и закономерностей формирования государственной системы противодействия коррупции;

общее представление о системе наказаний за коррупционные преступления.

Россия в XIX в.

Сословная система как причина социального неравенства. Государственные реформы социальной системы общества. Революционные настроения как форма общественного противодействия коррупционному произволу.

приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики в XIX в.;

формирование негативного отношения к революционным способам борьбы с коррупцией;

обобщенные знания о возможных направлениях эволюционного развития государства и общества.

Советский период

Партийная коррупция как самостоятельное направление коррупционного поведения.

уяснение причин необходимости борьбы с коррупцией в политической системе общества;

способность объяснить причины сращивания государственного и партийного аппарата;

понимание основных закономерностей развития государственных механизмов противодействия коррупции в коммунистической партии.

 

3.2. «Обществознание»:

Раздел курса

Дидактические единицы

Образовательный результат

 

Политика и право

Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

способность выявлять признаки коррупционного поведения;

осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений (преступлений);

осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч. коррупционного характера).

 

Общество

Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.

Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.

Коррупция - социально опасное явление.

способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений;

способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан, должностных лиц;

способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие противодействие коррупции;

способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально коррупциогенных ситуациях.

 

Человек;

Человек в системе

общественных

отношений

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.

Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности.

Мотивы коррупционного повеления

способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;

понимание значимости правовых явлений для личности;

способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;

приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности;

способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение коррупциогенныхф акторов.

 

 

Экономика

Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки коррупционных явлений.

приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям;

способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений;

 

Право

Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

приобретение знаний об основных направлениях государственной антикоррупционной политики;

приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;

способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;

приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;

способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных сферах жизни общества.

 

Политика как

общественное

явление

Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.

- способность определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции.

           

 

4. При реализации спецкурсов, факультативных и элективных дисциплин обществоведческой и правовой направленности обеспечить возможность расширения объемов учебной работы учащихся, связанной с формированием антикоррупционного воспитания, формированием развитого правосознания, осуществлением профориентационной деятельности.

Примерные темы разделов курса

Дополнительная антикоррупционная составляющая курса

Основы правовых знаний

Коррупция и власть.

Глобальная конкуренция и проблемы коррупции.

Борьба с коррупционными правонарушениями.

Система антикоррупционных законов в Российской Федерации.

Коррупция как разновидность девиантного поведения.

Связь организованной преступности и коррупции.

Правовые и организационные меры предупреждения коррупции.

Национальный план противодействия коррупции.

Основы рыночной экономики

Экономический аспект коррупции.

Коррупция - основа теневой экономики.

Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.

Общество и личность

Молодежь и коррупция. Антикоррупционное мировоззрение Гражданин и коррупция.

Гражданская активность - метод борьбы с коррупцией. Профилактика коррупции в образовательных организациях. Коррупция как социальное явление, ее понятие, сущность и формы. Роль экономических, политических и нравственно-психологических факторов в системе причин.

Сознание, ответственность и правосознание, бессознательные формы восприятия правовой действительности: стереотипы, заблуждения, привычки, интуиция, психологическая характеристика правомерного и правонарушающего поведения     

 

5. Программу воспитания ОП (ГОС) дополнить пунктом «Формирование антикоррупционного мировоззрения в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся» цель которой формирование антикоррупционного мировоззрения. Достижение цели предполагает решение следующих основных задач:

- В области формирования личностной культуры:

Задача программы

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Усвоение

общечеловеческих и национальных ценностей

формирование аксиологической базы правовой культуры и правосознания;

изучение цивилизационных основ правомерного поведения.

Развитие

целеустремлённости и настойчивости в достижении результата

формирование способности постановки и достижения социальных целей;

формирование способности выявлять и использовать наиболее эффективные правомерные способы решения задач во всех сферах жизни.

 

- В области формирования социальной культуры:

Задача программы

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Формирование

гражданского

самосознания

создание основы для идентификации личности как участника социальных объединений: семьи, трудового коллектива, местного сообщества, государства ;

появление убежденности в необходимости активного участия в делах общества и государства.

Усвоение ценностей правового демократического государства

позитивная оценка принципов законности, равенства прав и свобод человека и гражданина, верховенства права;

уважение прав и свобод других лиц, негативная оценка правонарушений, посягающих на интересы общества.

 

6. При получении среднего общего образования цель формирования антикоррупционного мировоззрения предполагает решение следующих основных задач. В области формирования личностной культуры:

Задача программы

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Формирование основ нравственного самосознания личности

закрепление внутренних этических критериев выбора модели правомерного поведения;

развитие механизмов нравственного самоконтроля;

закрепление привычки активного реагирования в отношении опасных для общества коррупционных проявлений.

Формирование представлений о соотношении личного и общественного блага

- использование традиционных представлений о категориях морали и нравственности для закрепления убежденности в необходимости следования интересам общества при удовлетворении личных потребностей.

Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям

формирование представлений о неизбежности наступления ответственности за нарушение моральных и правовых норм;

признание персональной ответственности за совершение противоправного деяния.

- В области формирования социальной культуры:

 

Задача программы

Значение для формирования антикоррупционного мировоззрения

Развитие патриотизма и гражданской солидарности

осознание личного вклада в развитие общества и государства;

идентификация личности в качестве гражданина - субъекта прав и обязанностей;

признание значимых общественных ценностей (жизнь, свободное развитие человека, защищенность интересов граждан, общественная безопасность и правопорядок) в качестве личных жизненных ориентиров.

Усвоение гуманистических и демократических ценностей

развитие нетерпимого отношения к противоправному поведению, несущему вред общественным отношениям;

понимание значимости защиты общественных интересов, недопустимости разрушения институтов государства и гражданского общества;

идентификация в качестве части многонационального народа Российской Федерации.

7. Направление воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения предполагает использование следующих видов деятельности и форм занятий учащимися:

 - изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);

 - ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);

участие во встречах с выпускниками школы;

 - организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях);

 - проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.

         Формирование антикоррупционного мировоззрения осуществляется на различных этапах социализации учащихся.

8. Руководителям ОО разместить данный приказ на сайте в срок до 01.12.2016 г.

До 01.12.2016 г. педагогам школы ознакомиться с приказом.

 

9. Ознакомить родителей учащихся с внесенными дополнениями в ОП НОО, ООО, СОО на родительских собраниях.